Культурный империализм - культурный колониализм.

Культурный империализм культурный колониализм 1

Культурный империализм.

Культурный империализм (культурный колониализм) - это практика продвижения, и искусственного привнесения, культуры одного общества в другое. Обычно свою культуру привносит и продвигает большая, экономически или военно мощная нация.

Культурный империализм (культурный колониализм) может осуществляться как активная целенаправленная политика, так и в общих партнерских отношениях.

Культурный империализм активно использовался многими исследователями в качестве особой структуры, чтобы объяснить явления в областях международных отношений, антропологии, образования, науки, истории, литературы, спортивных состязаний и др.

 

Культурный империализм.

В Оксфордском английском словаре, в 1921 году имеется ссылка на «культурный империализм русских».

Однако, реально понятие «культурного империализма» было сформулировано и введено в употребление Францем Фаноном (1925-1961) в конце 1950-х годов, в частности, этот термин используется в его работе «Проклятые этой земли» (1961).

Джон Томлинсон утверждает, что термин «культурный империализм» появившись в социологии в 1960-х годах, стал центром активных исследований, по крайней мере с 1970-х годов.

Такие термины как «империализм СМИ», «структурный империализм», «культурная зависимость и доминирование», «культурная синхронизация», «электронный колониализм», «идеологический империализм», и «экономический империализм» - все эти термины использовались, чтобы описать то же самое основное понятие культурного империализма.

Различные исследователи дают различные определения термину «культурный империализм».

Так, американский социолог и медиа критик Герберт Шиллер в 1975 году писал: «Понятие культурного империализма на сегодняшний день лучше всего описывает сумма процессов, которыми общество создало систему современного мира и как её доминирующий слой сформировало нынешние социальные институты, чтобы соответствовать, или даже продвигать, ценности и структуры центра доминирования системы. Общественные СМИ - самый яркий пример действующих инструментов, которые используются в проникающем процессе. Для проникновения в значительном масштабе продукты СМИ должны быть получены силой доминирования/проникновения. Это происходит в основном посредством коммерциализации телерадиовещания».

Суи-Нам Ли в своих работах отмечал, что «коммуникационный империализм может быть определён как процесс, в котором владение и управление аппаратным и программным обеспечением средств массовой информации, а также другие главные формы общения в одной стране отдельно или вместе порабощены к доминированию другой страны со вредными эффектами на местные значения, нормы и культуру».

Среберни Мохаммеди, по этому вопросу, писал:

«Империализм - это завоевание и контроль одной страны, другой более сильной страной. Культурный империализм показывает размеры процесса, которые идут вне экономической эксплуатации или группы войск. В истории колониализма, (то есть, форма империализма, в котором правительством колонии руководят непосредственно иностранцы), образовательные системы и системы СМИ многих Стран Третьего Мира были созданы, как точные копии тех, которые были в Великобритании, Франции или Соединённых Штатах, и несут по сей день их ценности. Западная реклама организовала дальнейшие нашествия, так же в стиле, в архитектуре и моде».

Американский философ арабского происхождения Эдвард Саид (1935-2003) утверждал, что «колониальный империализм оставил очень ценное культурное наследие (ранее) колонизированным народам, которое останется в их современных цивилизациях; и упомянутый выше культурный империализм имеет огромное воздействие на международные системы власти».

 

Культурный империализм в современных дискурсах.

Современные исследователи продолжают исследования понятия «культурного империализма». Вот небольшой обзор некоторых из этих взглядов.

Культурный империализм может относиться либо к насильственной аккультурации подвластного населения, либо к добровольному принятию чужой культуры индивидами, которые делают это по собственной воле. Поскольку это два совершенно разных референта, справедливость этого термина ставится под сомнение.

Культурное влияние может рассматриваться «принимающей» культурой как угроза или обогащение ее культурной идентичности. Поэтому представляется полезным различать культурный империализм как (активную или пассивную) позицию превосходства и позицию культуры или группы, которая стремится дополнить свое собственное культурное производство, считающееся частично недостаточным, импортными продуктами.

Импортируемые товары или услуги, а так же взгляды и подходы, сами по себе могут представлять определенные ценности (например, потребительство) или ассоциироваться сними. Согласно одному из аргументов, «принимающая» культура не обязательно воспринимает эту связь, но вместо этого пассивно поглощает иностранную культуру через использование иностранных товаров и услуг. Из-за своей несколько скрытой, но очень мощной природы эта гипотетическая идея описывается некоторыми экспертами как «банальный империализм».

Глобализация экономики оказала влияние и на культурный империализм. Ряд исследователей считает, что глобализация экономики конца 20-го и начала 21-го века облегчила этот процесс за счет использования новых информационных технологий. Этот вид культурного империализма происходит от так называемой «мягкой силы».

 Культурный империализм культурный колониализм 2

 

Культурный империализм - культурный колониализм.

Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Другие новости: