Древняя российская вивлиофика.

Древняя российская вивлиофика 2

Древняя российская вивлиофика.

«Древняя российская вивлиофика» - это многотомное издание древнерусских исторических источников, собранных в XVIII веке Николаем Ивановичем Новиковым, российским журналистом, критиком, издателем и общественным деятелем.

«Древняя российская вивлиофика» печаталась как библиотека-серия, распространяемая выпусками по типу периодического издания.

Материалы для издания Н. И. Новиков искал и подбирал из частных, церковных, а также государственных древлехранилищ, доступ к которым был открыт ему императрицей Екатериной II в 1773 году.

Много материалов предоставили Н. Н. Бантыш-Каменский, Г. Ф. Миллер, М. М. Щербатов и другие, а также и сама Екатерина II, которая поддержала издание «Вивлиофики» субсидиями.

В серии были опубликованы материалы XIII-XVII веков, в частности, новгородские грамоты, духовные завещания князей, родословные, описания путешествий в разные страны и другое.

Впервые была опубликована «сказка» (указ) царя Алексея Михайловича от 1672 года о Степане Разине, подробно излагающая ход разинского восстания.

В последних томах вивлиофики увеличилось количество исторических и историко-географических описаний: о старинных чинах и приказах, о Симбирской губернии, Перми, Иркутском наместничестве, о землях Войска Донского, Нерчинских рудниках и др.

«Вивлиофика» стала первым объёмным изданием древнерусских актов и до их новых научных изданий в XX веке была совершенно незаменимым инструментом историка древнерусского государства.

Первое издание вивлиофики-серии в 10 частях (28 книжках) было осуществлено в 1773-1775 годах в Петербурге, но по ряду причин оно прервалось. Подписчикам так и не были высланы два последних выпуска.

После того, как Н. И. Новиков занял пост директора Московской университетской типографии, в 1788-1791 годах серия была продолжена и расширена до 20 частей. Во втором издании публикуемые документы были уже упорядочены по предметам и хронологии (внутри каждого выпуска), хотя при этом отсутствовали комментарии и указатель.

В 1890-е годы «Древняя российская вивлиофика» была перепечатана земской публичной библиотекой города Мышкина Ярославской губернии.

 

Древняя российская вивлиофика.

Первое издание «Вивлиофики»: 1773-1775 годы.

Николай Иванович Новиков к 1773 году отлично понимал сложности, которые его ждут при выводе на рынок многотомных сочинений исторического содержания.

Весной предыдущего года он выкупил у Академической типографии три четверти тиража «Опыта исторического словаря о российских писателях», а оставшиеся на складе 139 экземпляров так и не разошлись в течение 12 лет.

Поэтому, приступая к изданию сочинений по истории России и публикации первоисточников, Новиков объявил на «Древнюю российскую вивлиофику» предварительную подписку.

«Господам пренумератам» (подписчикам) были обещаны немалые льготы: стоимость подписки на 1773 год была объявлена в 4 рубля (выпуски обещались на «любской» бумаге). Это означало скидку с розничной цены в размере 40 копеек за выпуск; при этом розничная цена в 4-5 раз превосходила себестоимость.

Однако в 1774 году подписная цена существенно возросла: было объявлено, что годовой выпуск на александрийской бумаге будет стоить 8 рублей, на любекской - 6 рублей, а на простой - 4 рубля 80 копеек. При этом годовой комплект на простой бумаге в розничной продаже стоил 6 рублей (на хорошей бумаге в продажу «Вивлиофику» не выпускали).

5 ноября 1773 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» (№ 89) Новиков объявил, что из-за убыточного года отменяет помесячный выпуск и начинает ежеквартальный «по окончанию каждой части, из трёх месяцев состоящей».

Среди подписчиков «Вивлиофики» были практически все главные представители русской культуры середины и второй половины XVIII века: Г. Миллер и М. М. Щербатов, В. Е. Адодуров и Г. Н. Теплов, соратники и друзья Новикова — М. М. Херасков и И. П. Елагин; А. Н. Радищев, А. М. Кутузов, В. И. Майков, И. А. Дмитревский, А. В. Храповицкий, А. А. Ржевский, В. И. Баженов и совсем молодой тогда Ф. В. Каржавин. Именно представители «учёной республики» на первых порах более всего поддерживали замыслы издателя.

Увлечение Новикова историей вызвало интерес и одобрение со стороны императрицы Екатерины II. Более того, без её высочайшего покровительства проект «Вивлиофики» не удалось бы довести до конца. Уже в 1779 году (когда ещё не было начато второе издание) придворный переводчик Б. Ф. Арндт жаловался Миллеру, что, если бы издаваемый им «Sankt Peterburgisches Journal» «имел хотя бы толику средств, которые были отпущены Новикову», можно было бы сделать много полезного для науки.

Императрица, с одной стороны, отлично представляла сложности и расходы при составлении антологии первоисточников, подобной «Древней российской вивлиофике», с другой - весьма одобрила отказ издателя от любой сатиры. Поэтому Н. И. Новиков был допущен в узкий круг приближённых императрицы, приглашался на эрмитажные собрания; ему был открыт доступ в государственные архивы.

Екатерина II в 1773 году лично подписалась на 10 экземпляров «Вивлиофики» и распорядилась перечислить издателю 1000 рублей из «кабинетских средств», а 1 января 1774 года передала ещё 200 голландских червонцев. Впрочем, эта сумма не была очень велика, поскольку только три выпуска за февраль - апрель 1773 года обошлись Новикову в 347 рублей 22 копейки.

Пример Императрицы привёл в число «пренумератов» (подписчиков) практически всю верхушку политической элиты Российской империи: Г. А. Потёмкина, Г. Г. Орлова (он тоже подписался на 10 экземпляров), П. Б. Шереметева, К. Г. Разумовского, А. Р. и Р. И. Воронцовых.

В первый год среди подписчиков были и представители духовенства (архиепископ Московский и Тверской Платон; Псковский - Иннокентий, Крутицкий - Самуил; ректор Славяно-греко-латинской академии Феофилакт), чиновничества и купечества (в том числе из Ростова, Ревеля и даже с Урала). В числе подписчиков был даже крестьянин Холмогорского уезда Алексей Банин.

В общей сложности в первый год издания насчитывалось 198 подписчиков, которым было разослано 246 экземпляров «Вивлиофики».

Поскольку подписка была возможна только в столичных городах - Санкт-Петербурге и Москве, это накладывало отпечаток на половозрастные и сословные особенности заказчиков. Например, основную массу пренумератов (подписчиков) составляли государственные служащие V-XIV классов «Табели о рангах», тогда как представителей духовенства было всего 5 человек, купцов шестеро и шестеро женщин.

Из 198 пренумератов вне Москвы и Петербурга проживало всего 5 человек. Петербуржцев было вдвое больше, чем москвичей.

Первоначальный тираж «Вивлиофики» составлял 1200 экземпляров. Начиная с июльского выпуска 1773 года, тираж был сокращён на 100 экземпляров. Отчасти это было вызвано разочарованием читающей публики: вместо древнеправославной утопии из подлинных грамот и сказаний в издание представали практически те же пороки сословного общества, что и в современности.

Специалисты из Московского университета обвиняли Новикова в дилетантизме, а фрондирующей молодёжи в «Вивлиофике» не хватало политической остроты и публицистичности. 

Разночинцы, на которых Новиков возлагал большие надежды как на покупателей и основную читательскую аудиторию, изданием вовсе не заинтересовались.

Тираж «Вивлиофики» продолжил падать: к 1774 году осталось лишь 133 «пренумерата» (166 экземпляров), и это при том, что императрица (по ходатайству Г. В. Козицкого) 27 сентября 1774 года ассигновала Новикову на издание «Вивлиофики» ещё 600 рублей.

К 1775 году подписная плата была увеличена ещё на 20 % и составила 12 рублей - на александрийской бумаге, 9 рублей - на любекской, и 7 рублей 50 копеек - на простой (9 рублей в розничной продаже).

14 октября 1774 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» (№ 82) Новиков объявил, что сокращает периодичность «Вивлиофики» ещё в два раза.

К началу 1775 года у Новикова осталось всего 57 подписчиков, которым требовалось 77 экземпляров «Вивлиофики». Правительственные дотации прекратились в связи с отъездом двора в Москву (на подписание Кучук-кайнарджийского мира).

В марте Новиков писал Г. Козицкому, что «не знает, как окончить вивлиофику на нынешний год».

К концу 1775 года издание «Вивлиофики» было прекращено, причём подписчики не получили двух последних выпусков, которых вышло 4 вместо шести (то есть части 7-10).

Есть основания полагать, что прекращение издания каким-то образом связано и с пугачёвским восстанием. Косвенно об этомсвидетельствует и неудача Новикова с параллельным изданием - «Сокровищами российских древностей».

Второе издание «Вивлиофики»: 1782-1791 годы.

Н. И. Новиков, несмотря на сложности с финансированием, продолжил поиск и выявление новых документальных материалов, занимаясь также их расположением в хронологическом и тематическом порядке.

В 1782 году Новикову удалось перепечатать (без разделения на месяцы) две первые части «Вивлиофики». Переиздание объёмного собрания исторических первоисточников в столь короткий срок оказалось делом необычным, что свидетельствовало о возросшем интересе публики к отечественной истории.

Наконец, между 1788-1791 годами Новиков решился осуществить второе издание, которое было сильно улучшено и значительно увеличено в объёме. Тираж его также составлял 1200 экземпляров.

Финансирование второго издания осуществлялось прежним образом: между 27 ноября 1787 и 19 января 1788 года в «Московских ведомостях» несколько раз печатались рекламные объявления, из которых следовало, что стоимость подписки на издание без переплёта будет составлять 10 рублей в год в Москве и 11 рублей - за её пределами. Издание было анонсировано с января 1788 года, причём к 1790 году стоимость возросла до 12 рублей в Москве и до 14 рублей 40 копеек за её пределами. Подписчиков на 1789 год числилось 168.

Первоначально предполагалось выпустить 12 частей в течение года, но обилие материалов заставило довести число выпусков до 24, из которых фактически вышло 20.

В 1788 году вышли части I-VII, в 1789 - части VIII-XII, в 1790 -  части XIII-XV и в 1791 году - части XVI-XX. В общей сложности в этих выпусках увидели свет 660 нумерованных документов (в первом издании - 260). Документы были чрезвычайно объёмными: средний размер каждой части издатель определил в 30 печатных листов, при этом в пятом выпуске было помещено только 3 документа, в двадцатой части - четыре документа, а весь десятый выпуск занимал устав московских патриархов (1 номер).

Изменились и методы работы с документами: в первом издании Н. И. Новиков прибегал к сокращениям в тексте публикуемых грамот, а в 1788-1791 годах они приводились полностью. В предисловии ко второму изданию утверждалось, что материалы в каждом выпуске были приведены «в возможный хронологический характер» (по порядку княжений), а кроме того, издатель стремился «сближить пиесы, относящиеся к одному предмету».

Протоиерей Архангельского собора П. Алексеев в 1792 году писал в частном письме А. И. Мусину-Пушкину, что «госп. Новиков вышарил в оных библиотеках все любопытные манускрипты за бездельную плату и составил из них Древнюю Российскую Вивлиотеку». Отчасти такие суждения объяснялись «ревностью» конкурента к весьма успешному изданию, которое создавалось коллективными усилиями: по определению Л. Дербова, «Новиков старался сгруппировать вокруг себя лучшие литературные и научные силы своего времени». Сотрудниками редакции в тот период были историк В. В. Крестинин и профессор словесности Московской духовной академии Дамаскин (Руднев).

В результате второе издание «Вивлиофики» стало успешным в коммерческом плане и сделалось предметом русской культуры.

Многотомник «Древней российской вивлиофики», судя по мемуарам М. А. Дмитриева, имелся в библиотеках всякого образованного россиянина и был принадлежностью культурного обихода практически всех помещичьих семейств, мало-мальски заинтересованных в чтении, наряду с «Телемаком» и «Деяниями Петра Великого».

 Древняя российская вивлиофика 1

 

Древняя российская вивлиофика.

Работа Николая Ивановича Новикова над «Вивлиофикой» имела огромное значение для последующих историков, которые занимались исследованиями истории государства российского, и имели возможность опираться на собранные им исторические источники.

Так, Николай Михайлович Карамзин при написании им «Истории государства Российского» использовал многотомную публикацию Н.И.Новикова, и считал её очень важным источником.

Экземпляр второго издания «Вивлиофики» из личной библиотеки Карамзина с его пометками сохранился в Пушкинском доме. На этом издание имеются многочисленные чернильные пометки (отчерки, косые кресты, NB, вопросительные и восклицательные знаки и т. п.), которые испещряют части I, II, VI, XII, XIII, XIV, XX. В ряде случаев Карамзин правил текст, использовал корректорские знаки или писал свои заметки между строк. Иногда пометки были сделаны для секретаря, который готовил выписки для включения в текст «Истории».

 

Древняя российская вивлиофика.

Женский сайт: Я-самая-красивая.рф (www.i-kiss.ru)

Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Другие новости: